Рабочие программы по химии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №46
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ СЕРГЕЯ АМОСОВА»



Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 46
______________ Е.А.Стукова
«___» _______2019г.
Приказ № ____от ___.____2016г.

Принято на заседании ПС
Протокол № _____
От ___августа 2019 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
на уровне основного общего образования
(8-9 класс)
на 2019- 2020 учебный год


Разработана
учителями географии, биологии и химии.


Рассмотрена на ШМО
учителей естественных наук
Протокол № ___от ___.08.2019г.





г. Новосибирск
Рабочая программа по химии для 8 классов составлена на основе
1. Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
2. Примерной программы основного общего образования по химии для 8– 9 классов общеобразовательных учреждений,
3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189,
 4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,приказ № 576 от 08.06.2015г. ―О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 с изменениями и дополнениями, внесенными
приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576,
приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529,
приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38.
6. Учебный план МБОУ СОШ №46 на 2018-2019 учебный год.
Общее количество часов за год – 72ч.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2014 год.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета химия в 8 классе
Ученик научится:
· характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
· описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
· раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
· раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
· различать химические и физические явления;
· называть химические элементы;
· определять состав веществ по их формулам;
· определять валентность атома элемента в соединениях;
· определять тип химических реакций;
· называть признаки и условия протекания химических реакций;
· выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
· составлять формулы бинарных соединений;
· составлять уравнения химических реакций;
· соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
· пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
· вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
· вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
· вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
· характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
· получать, собирать кислород и водород;
· распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
· раскрывать смысл закона Авогадро;
· раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
· характеризовать физические и химические свойства воды;
· раскрывать смысл понятия «раствор»;
· вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
· приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
· называть соединения изученных классов неорганических веществ;
· характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
· определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
· составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
· проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
· распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
· характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
· раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
· объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
· объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
· характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
· составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
· раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
· характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
· определять вид химической связи в неорганических соединениях;
· изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
· раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
· определять степень окисления атома элемента в соединении;
· раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
· составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
· объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
· составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
· определять возможность протекания реакций ионного обмена;
· проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
· определять окислитель и восстановитель;
· составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
Ученик получит возможность научиться:
· выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
· характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
· составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
· прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
· составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
· использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
· осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

II Содержание программы
8 класс
72 часов в год, 2 часа в неделю
Тема 1. Первоначальные химические понятия (31 ч)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций. Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава вещества. Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количества вещества, моль. Молярная масса. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений.
Составление химических формул по валентности. Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди. Реакция замещения меди железом.
Практические работы. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием
Очистка загрязненной поваренной соли
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Контрольная работа №1 «Первоначальные химические понятия»
Тема 2. Кислород. Горение (8 часов)
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.
Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа. Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 3. Водород (3 ч)
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Водород – восстановитель.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (2).
Тема 4. Растворы. Вода (7 ч)
Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки.
Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе.
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.
Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Тема 5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений (11 ч)
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н.Н.Бекетова. Применение.
Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений.
Контрольная работа № 2 «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений».
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (2 ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды.
Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 7. Химическая связь. Строение вещества (7 ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.
Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико – химических свойств соединений с ковалентной и ионной связью.
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч)
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.


























III Календарно-тематическое планирование 8 класс


Тематическое планирование по темам
Кол-во часов
(календ)
Дата по плану
Дата по факту

ТЕМА №1
«Первоначальные химические понятия».

31


1
Предмет химии. Вещества и их свойства.
1


2
Практическая работа №1.
1


3
Чистые вещества и смеси.
1


4
Практическая работа №2.
1


5
Физические и химические явления.
Химические реакции.
1


6
Молекулы и атомы.
1


7
Простые и сложные вещества.
1


8
Химические элементы.
1


9
Относительная атомная масса химических элементов.
1


10
Знаки химических элементов.
1


11
Закон постоянства состава веществ.
1


12
Химические формулы.
1


13
Относительная молекулярная масса.
1


14
Вычисление массовых долей элементов.
1


15
Решение задач.
1


16
Вывод химических формул по массовой доле.
1


17
Валентность химических элементов.
1


18
Определение валентности по формулам их соединений.
1


19
Составление химических формул по валентности.
1


20
Атомно-молекулярное учение.
1


21
Закон сохранения массы веществ.
1


22
Химические уравнения.
1


23
Реакции соединения.
1


24
Реакции разложения.
1


25
Типы химических реакций.
1


26
Количество вещества.
1


27
Моль. Молярная масса.
1


28
Решение задач.
1


29
Задачи.
1


30
Обобщающее повторение.
1


31
Контрольная работа № 1 «Первоначальные химические понятия»
1




ТЕМА № 2
«Кислород. Горение».
8


32
Кислород, его общая характеристика. Получение.
1


33
Свойства кислорода.
1


34
Применение кислорода.
1


35
Воздух и его состав.
1


36
Тепловой эффект химических реакций.
1


37
Расчеты по химическим уравнениям.
1


38
Топливо и способы его сжигания.
1


39
Практическая работа №3.
1



ТЕМА №3
«Водород».

3


40
Водород, его общая характеристика.
 Получение водорода.
1


41
Свойства водорода.
1


42
Применение водорода.
1



ТЕМА № 4
«Растворы. Вода».

7


43
Вода – растворитель. Растворы.
1


44
Определение массовой доли растворенного вещества.
1


45
Решение задач.
1


46
Вода.
1


47
Свойства воды. Применение воды и растворов.
1


48
Практическая работа №4.
1


49
Генетическая связь веществ.
1



ТЕМА№ 5
«Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений».

11


50
Оксиды.
1


51
Свойства оксидов, применение.
1


52
Основания.
1


53
Свойства оснований, применение.
1


54
Кислоты.
1


55
Свойства кислот, применение.
1


56
Соли.
1


57
Свойства солей, применение.
1


58
Практическая работа №5.
1


59
Обобщающее повторение.
1


60
Контрольная работа № 2 «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений»
1





ТЕМА №6
«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».





       2
        


61
Классификация химических элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева.
1


62
Строение атома. Изотопы.
1



ТЕМА №7
«Химическая связь. Строение вещества».

7


63
Электроотрицательность химических элементов.
1


64
Основные виды химической связи.
1


65
Ковалентная связь.
1


66
Ионная связь.
1


67
Кристаллические решетки.
1


68
Степень окисления.
1


69
Правила вычисления степени окисления.
1



ТЕМА №8
«Закон Авогадро. Молярный объем газов».
3


70
Закон Авогадро.
1


71
Годовая контрольная работа
1


72
Решение задач.
1




Итого:
72 часа




































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
9 класс
(68 часов в год ,2 часа в неделю)
Неорганическая химия.
Тема 1. Электролитическая диссоциация. (11 часов)
         Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.
         Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
         Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
         Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Контрольная работа №1 «Электролитическая диссоциация».
Тема 2. Кислород и сера. (9 часов)
         Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон.
         Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
         Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
         Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.
         Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.
         Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
         Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 3. Азот и фосфор. (10 часов)
         Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение и применение. Соли аммония. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
         Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
         Минеральные удобрения.
         Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.
         Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
         Практические работы.
Получение аммиака и изучение его свойств.
Определение минеральных удобрений.
Тестирование  «Азот и фосфор».
Тема 4. Углерод и кремний. (9 часов)
         Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе
         Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
         Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
         Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.
         Практическая работа. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Контрольная работа №2 «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний».
Тема 5. Общие свойства металлов. (14 часов)
         Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
         Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.
         Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.
         Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
         Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
         Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III).
         Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
         Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (II) и железа (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.
         Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
         Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Контрольная работа №3 по теме: «Общие свойства металлов».
Органическая химия.
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах. (2 часа)
         Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Тема 7. Углеводороды. (4 часа)
         Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
         Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.
         Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).
         Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
         Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.
         Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства. Ацетилен, его получение, свойства.
         Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Тема 8. Спирты. (2 часа)
         Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.
         Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
         Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры. (2 часа)
         Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.
         Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.
         Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.
         Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.
Тема 10. Углеводы. (1 часа)
         Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.
         Крахмал и целлюлоза – природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.
         Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.
Тема 11. Белки. Полимеры. (4 часов)
         Белки - биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах.
         Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.
         Химия и здоровье. Лекарства.
         Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
Годовая контрольная работа.












Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ п/п
                           Тема урока
Кол-во
часов
Дата
По плану
По факту
Тема № 1
«Электролитическая диссоциация»
11


1
Электролиты и неэлектролиты. Электролити­ческая диссоциация веществ в водных растворах
1
2.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.
1


3.
Слабые и сильные электролиты. Степень дис­социации.
1


4.
Реакции ионного обмена и условия их про­текания.




5.
Урок - практикум  по составлению реакций ионного обмена.
1


6.
Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление.
1


7.
Урок-практикум: Окислительно-восстановительные реакции.
1


8.
Гидролиз солей.
1


9.
Практическая работа №1. Решение экспери­ментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
1


10.
Повторительно - обобщающий урок по теме: «Электролитичес­кая диссоциация».
1


11.
Контрольная работа №1 «Электролитическая диссоциация».
1


Тема № 2
Кислород и сера
9
12.
Анализ результатов к/р №1.
Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Озон — аллотропная модифика­ция кислорода.
1


13.
Сера. Аллотропия серы. Физические и хими­ческие свойства серы. Применение
1


14.
Сероводород. Сульфиды
1


15.
Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли
1


16.
Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли
1


17.
Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
1


18.
Практическая работа №2. Решение экспери­ментальных задач по теме «Кислород и сера».
1


19.
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
1


20.
Вычисления по химическим уравнениям реак­ций массы, количества вещества или объема


по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получаю­щихся в реакции веществ.
1


Тема № 3
«Азот и фосфор»
10
21.
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Свойства, применение.
1


22.
Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение
1


23.
Соли аммония.
1


24.
Практическая работа №3. Получение амми­ака и изучение его свойств.
1


25.
Оксид азота (II) и оксид азота (IV).
Азотная кислота, строение молекулы и получение.
1


26.
Окислительные свойства азотной кислоты.
1


27.
Соли азотной кислоты.
1


28.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фос­фора
1


29.
Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения
1


30.
Практическая работа №4. Определение ми­неральных удобрений
1


Тема № 4
«Углерод и кремний»
9


31.
Положение углерода и кремния в периоди­ческой системе химических элементов, стро­ение их атомов. Аллотропные модификации углерода.
1


32.
Химические свойства углерода. Адсорбция
1


33.
Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.
Вычисления по химическим урав­нениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
1


34.
Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли
1


35.
Практическая работа №5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распо­знавание карбонатов.
1


36.
Кремний
1


37.
Соединения кремния
1
38.
Обобщение и повторение материала тем: «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний».
1


39.
Контрольная работа №2 «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний».
1


Тема № 5
Общие свойства металлов
14
40.
Анализ результатов к/р №2.
Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов.
1


41.
Химические свойства металлов.  Ряд напряжений металлов.
1


42.
Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Приме­нение.
1


43.
Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения.
1


44.
Жесткость воды и способы ее устранения.
1


45.
Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюми­ния.
1


46.
Практическая работа №6. Решение экспери­ментальных задач по теме «Элементы IA— ША-групп периодической таблицы химичес­ких элементов».
1


47.
Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.
1


48.
Оксиды, гидроксиды и соли железа (П) и железа (Ш).
1


49.
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных произ­водств в металлургии и охрана окружающей среды.
1


50.
Сплавы.
1


51.
Практическая работа №7. Решение экспери­ментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
1


52.
Обобщение и повторение материала темы: «Общие свойства металлов».
1


53.
Контрольная работа №3 по теме: «Общие свойства металлов».
1


Тема № 6.
«Первоначальные представления об органических веществах.»
2
54.
Анализ результатов к/р №3.
Первоначальные сведения о строении орга­нических веществ. Основные положения тео­рии строения органических соединений А. М. Бутлерова.
1


55.
Изомерия. Упрощенная классификация орга­нических соединений.
1



Тема №7.
«Углеводороды.»
4
56.
Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
1


57.
Непредельные углеводороды. Этилен. Физи­ческие и химические свойства. Применение.
1


58.
Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах.
1


59.
Природные источники углеводородов. При­родный газ. Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Решение расчетных задач. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
1


Тема № 8
«Спирты»
2
60.
Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Фи­зиологическое действие спиртов на организм. Применение.
1


61.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Гли­церин. Применение.
1


Тема № 9. Карбоновые кислоты. Жиры
2
62.
Муравьиная и уксусная кислоты. Применение.
Высшие карбоновые кислоты, стеариновая кислота.
1


63.
Жиры. Роль жиров в процессе обмена ве­ществ в организме.

1


Тема № 10.
«Углеводы»
1
64.
Глюкоза, сахароза, крахмал и целлюлоза. Нахождение в природе. Биологическая роль
1


Тема № 11.
«Белки. Полимеры»
4
65.
Белки — биополимеры. Состав белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.
1


66.
Полимеры — высокомолекулярные соедине­ния. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение.
1


67.
Итоговая контрольная работа.
1


68.
Анализ результатов к/р.
Химия и здоровье.
1


Итого:
68 часов


Список методической литературы по предмету:
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2011 год.
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2011 год.
Программы общеобразовательных учреждений: Химия, 8 – 9 классы. Москва: Просвещение, 2008 год.
Гара Н.Н. Химия. Уроки в 9 классе. Пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2009 год.
Гара Н.Н. Химия. Уроки в 8 классе. Пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2008 год.
Копылова Н.А. Химия и биология в таблицах и схемах, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012 год
Я иду на урок химии. 8 – 11 классы. Книга для учителя. Москва: Первое сентября, 2000 год.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г., Сборник задач по химии,Москва, Новая волна, 2012 год
Шретер В. Справочник. Химия. (перевод на рус. Язык с немецкого кандидата хим. Наук В.А. Молочко, С.В. Крынкиной), Москва, «Химия», 1989

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ УЧАЩИМСЯ:

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2011 год.
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2011 год.
Зуева М.В. Гара Н.Н. Химия. 8 – 9 классы. Школьный практикум. Москва: Дрофа, 2001 год.
Научно-практический журнал «Химия для школьников»,  Школьная пресса.




Комментариев нет:

Отправить комментарий