Работа над методической темой

Работа над методической темой:

ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
В современном обществе остро стоит проблема подготовки конкурентоспособного специалиста, которая тесно связана с понятием качества образования. Учитывая характеристики и подходы, через которые педагоги (А.М.Аронов, А.В.Баранников, А.Г. Бермус, В.А.Болотов, И.А.Зимняя, Г.Б. Голуба, В.В. Краевский, О.Е.Лебедев, М.В. Рыжаков, Ю.Г.Татур, И.Д.Фрумин, А.В.Хуторской, О. В. Чуракова, М.А. Чошанов, П.Г.Щедровицкий  и др.) дают определение этому понятию, можно сформулировать следующее:
Качество образования - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами[1].
Устраивает ли уровень  качества образования социум? В 2016 году Мировой экономический форум опубликовал рейтинги образовательных систем 125 стран мира. Рейтинг показывает, что все страны СНГ отсутствуют в списке передовиков образования. В качестве основной причины выдвинуто неумение применять знания, полученные при изучении дисциплин, то есть неумение образовательной системы формировать компетенции у выпускника. Это приводит к необходимости изменений в образовании – модернизации образования – обеспечении его соответствия запросам и возможностям общества. Система образования должна адекватно реагировать на изменения в обществе и его запросы.
В соответствии с этим система образования начала переход к компетентностному подходу. В современной науке встречаются различные толкования понятия компетентностного подхода в обучении учащихся. Наиболее приемлемыми для реальной педагогической практики, на наш взгляд, в компетентностном подходе к обучению учащихся являются идеи Лебедева О.Е. , утверждающего его значимость с позиций успешной адаптации выпускников к жизни в обществе.  Отбор ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одним из главных действий для обновления содержания образования.
Формулировки ключевых компетенций представляют наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации.
А.В.Хуторским [2] перечень ключевых образовательных компетенций определен следующим образом:
-       ценностно-смысловые компетенции. 
-       общекультурные компетенции. 
-       учебно-познавательные компетенции. 
-       информационные компетенции. 
-       коммуникативные компетенции. 
-       социально-трудовые компетенции.
Компетенции личностного самосовершенствования[3] Компетентностный подход базируется на таких ключевых понятиях как «компетенция» и «компетентность». Чем же они отличаются от традиционных ЗУН? Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН + способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления самостоятельность, волевые качества. «Компетентность» - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности[4].
Компетентностный подход подразумевает формирование компетенций на протяжении всего процесса обучения, включая систему оценки учебных достижений.
На заседании методического объединения преподавателей дисциплин естественно - научного цикла мы предложили к рассмотрению следующую тему «Влияние инновационных средств оценки учебных достижений на формирование общекультурной компетенции учащихся». Суть основных тезисов можно свести к следующему:
Общекультурные компетенции – это: 
- формирование ценностных оснований гуманистического характера;
-  умение выявлять оценивать различные явления действительности с опорой на ценностные основания;
- глубокое уважение к людям, бережное отношение к национальным традициям;
- формирование способности действовать в окружающем микросоциуме в соответствии с этническими и эстетическими нормами и правилами поведения.
В зарубежной литературе предлагается использование следующих инновационных средств оценки, формирующих общекультурные компетенции:
Модульная система  [5].
Рейтинг  [6].
Учебное портфолио. Портфолио как альтернативная система оценивания учащихся позволяет решить ряд задач в построении личностно-ориентированного образовательного процесса. Мониторинг [6].
Основы оценки индивидуальных творческих результатов учащихся:
Сундук регалий
"Сундук" составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения[5].
Шотландский аттестат
Шотландский аттестат представляет собой папку, в нем фиксируются учебные достижения (заполняются и учеником, и учителем), отметки и оценки, посещаемость уроков, трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д.[6].
Тетрадь – паспорт
Тетрадь-паспорт представляет сборник таблиц с разделами «Хочу», «Могу», «Есть» и т.д., в которых ученик, начиная с 5-го класса, пытается проанализировать свои желания, возможности, реальные знания и умения по каждому предмету.
[6].
Через обсуждение данных методик оценивания на заседании методического объединения преподавателей дисциплин естественно-научного цикла для апробации были выбраны: портфолио (вместо тестирования), шотландский аттестат и «сундук регалий»(вместо зачетов).
Все учащиеся старших классов (9-11) были протестированы с целью выявления уровня сформированности общекультурных компетенций по опросникам:
1.                Социально-психологическая адаптация (СПА) – Методика К. Роджерса и Р. Даймонда;
2.                Тест креативности Торранса; Тест Амтхауэра (AMTH).
3.                Уровень самоактуализации личности(УСЛ) – Методика Гозмана Л.Я., Кроза М.В., Латинской М.В.;
4.                Стиль саморегуляции поведения-98 (ССП-98) – Опросник Моросановой.
Средние результаты, показанные старшеклассниками, выборка - 100 учащихся (предварительная диагностика):

Таблица 1 - Результаты предварительного диагностирования

Социально-психологическая адаптация
1)    Адаптив­ность 
Верхняя граница нормы:5%, норма:74%
Дезадаптивность
Средний показатель:18%, ниже среднего показателя: 3%
2)    Приятие себя
Верхняя граница нормы: 35%, норма: 55%
Неприятие себя
Ниже нормы: 10%
3)    Приятие других
Норма: 70%
Неприятие других
Средний показатель: 22%, ниже среднего показателя: 8%
4)    Эмоцио­нальный комфорт
Верхняя граница нормы: 1%, норма: 79%
5)    Эмоцио­нальный диском­форт
Ниже среднего показателя: 20%
6)    Внутренний контроль
Норма: 55%
Внешний контроль
Ниже среднего показателя: 45%
7)    Доминиро­вание
Верхняя граница нормы: 10%, норма: 26%
Ведомость
Ниже среднего показателя: 61%
8)    Эскапизм (уход от проблем)

Верхняя граница нормы: 57%, норма: 33%, ниже нормы: 10%
Тест креативности Торранса
Стандартность мышления: 90%, креативность – начальный показатель: 1%, средний показатель: 9%
Стиль саморегуляции поведения
По шкале : «Общий уровень саморегуляции » высокий показатель: 43%, средний показатель: 12%, низкий уровень саморегуляции: 45% (низкий уровень планирования, моделирования, программирования, постановки цели)
Уровень самоактуализации личности
По шкале : «Общий уровень эрудированности, широты кругозора, интеллекта»: высокий показатель: 36%, средний показатель: 37%, низкий показатель: 27%.

По окончании учебного года, перед выходом на каникулы был проведен повторный мониторинг, с целью выявления влияния применения инновационных средств оценки учебных достижений на формирование общекультурных компетенций. Результаты приведены ниже:

Таблица 2 - Результаты  диагностирования после применения инновационных средств оценки учебных достижений
 Социально-психологическая адаптация
1)      Адаптив­ность 
Верхняя граница нормы:7%, норма:83%
Дезадаптивность
Средний показатель:5%, ниже среднего показателя: 5%
2)    Приятие себя
Верхняя граница нормы: 45%, норма: 45%
Неприятие себя
Ниже нормы: 10%
3)    Приятие других
Норма: 78%
Неприятие других
Средний показатель: 20%, ниже среднего показателя: 2%
4)    Эмоцио­нальный комфорт
Верхняя граница нормы: 1%, норма: 88%
5)    Эмоцио­нальный диском­форт
Ниже среднего показателя: 11%
Внутренний контроль
Норма: 70%
Внешний контроль
Ниже среднего показателя: 30%
6)    Доминиро­вание
Верхняя граница нормы: 11%, норма: 38%
Ведомость
Ниже среднего показателя: 51%
7)    Эскапизм (уход от проблем)

Верхняя граница нормы: 62%, норма: 35%, ниже нормы: 3%
Тест креативности Торранса
Стандартность мышления: 77%, креативность – начальный показатель: 13%, средний показатель:  10%
Стиль саморегуляции поведения
По шкале : «Общий уровень саморегуляции » высокий показатель: 50%, средний показатель: 33%, низкий уровень саморегуляции: 17% (низкий уровень планирования, моделирования, программирования, постановки цели)
Уровень самоактуализации личности
По шкале : «Общий уровень эрудированности, широты кругозора, интеллекта»: высокий показатель: 46%, средний показатель: 40%, низкий показатель: 14%.

Таким образом мы можем видеть, улучшение показателей по многим направлениям, характеризующим формирование общекультурных компетенций учащихся, а именно: адаптивность, приятие себя и других, вырос уровень навыков планирования , моделирования и постановки цели, улучшен показатель общей эрудированности учащихся, а значит изменения результатов обучения (формирование компетенций), как цели образовательного процесса, можно добиваться при коррелирующем с этой целью выборе средств как обучения, так и оценки учебных достижений учащихся.

Список использованной литературы:
1.             Андреев А.Л. Компетентностнаяпарадигма в образовании: опытфилософско-методологического анализа// Педагогика. – 2005. - № 4. – С. 19-27
2.             Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11
3.             Байденко В. Компетенция впрофессиональном образовании / Косвоению компетентностного подхода //Высшее образование в России. – 2004. -№ 11. – С. 3-14
4.             Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. -http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
5.             Саврасова, А.И. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования. : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; А. И. Саврасова. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 168 с.
6.             Зачесова, Е. В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся. / Е.В. Зачесова, // Школьные технологии. - 2007. - № 2. – С. 7-12.

Комментариев нет:

Отправить комментарий