Работа над методической темой:
ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ
УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
В современном обществе остро стоит
проблема подготовки конкурентоспособного специалиста, которая тесно связана с
понятием качества образования. Учитывая характеристики и подходы, через которые
педагоги (А.М.Аронов,
А.В.Баранников, А.Г. Бермус, В.А.Болотов, И.А.Зимняя, Г.Б. Голуба, В.В. Краевский,
О.Е.Лебедев, М.В. Рыжаков, Ю.Г.Татур, И.Д.Фрумин, А.В.Хуторской, О. В. Чуракова,
М.А. Чошанов, П.Г.Щедровицкий и др.) дают определение этому понятию, можно
сформулировать следующее:
Качество образования - комплексная
характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых
населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния)
системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в
соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное
образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в
соответствии с его интересами[1].
Устраивает ли уровень качества образования социум? В 2016 году
Мировой экономический форум опубликовал рейтинги образовательных систем 125
стран мира. Рейтинг показывает, что все страны СНГ отсутствуют в списке
передовиков образования. В качестве основной причины выдвинуто неумение
применять знания, полученные при изучении дисциплин, то есть неумение
образовательной системы формировать компетенции у выпускника. Это приводит к
необходимости изменений в образовании – модернизации образования – обеспечении
его соответствия запросам и возможностям общества. Система образования должна
адекватно реагировать на изменения в обществе и его запросы.
В соответствии с этим система образования
начала переход к компетентностному подходу. В современной науке встречаются
различные толкования понятия компетентностного подхода в обучении учащихся.
Наиболее приемлемыми для реальной педагогической практики, на наш взгляд, в
компетентностном подходе к обучению учащихся являются идеи Лебедева О.Е. ,
утверждающего его значимость с позиций успешной адаптации выпускников к жизни в
обществе. Отбор ключевых (базовых, универсальных) компетентностей
является одним из главных действий для обновления содержания образования.
Формулировки ключевых компетенций
представляют наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская
система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации.
А.В.Хуторским [2] перечень ключевых образовательных
компетенций определен следующим образом:
- ценностно-смысловые
компетенции.
-
общекультурные компетенции.
-
учебно-познавательные компетенции.
-
информационные компетенции.
-
коммуникативные компетенции.
-
социально-трудовые компетенции.
Компетенции личностного
самосовершенствования[3]. Компетентностный подход базируется на
таких ключевых понятиях как «компетенция» и «компетентность». Чем же они
отличаются от традиционных ЗУН? Отличие понятия «компетенция» состоит в том,
что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН + способы
деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также
направленность личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления
самостоятельность, волевые качества. «Компетентность» - это владение, обладание
человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и
предмету деятельности[4].
Компетентностный подход подразумевает
формирование компетенций на протяжении всего процесса обучения, включая систему
оценки учебных достижений.
На заседании методического объединения
преподавателей дисциплин естественно - научного цикла мы предложили к
рассмотрению следующую тему «Влияние инновационных средств оценки учебных
достижений на формирование общекультурной компетенции учащихся». Суть основных тезисов
можно свести к следующему:
Общекультурные
компетенции – это:
-
формирование ценностных оснований гуманистического характера;
- умение выявлять оценивать различные явления
действительности с опорой на ценностные основания;
- глубокое
уважение к людям, бережное отношение к национальным традициям;
-
формирование способности действовать в окружающем микросоциуме в соответствии с
этническими и эстетическими нормами и правилами поведения.
В зарубежной литературе предлагается
использование следующих инновационных средств оценки, формирующих
общекультурные компетенции:
Модульная система [5].
Рейтинг [6].
Учебное портфолио. Портфолио
как альтернативная система оценивания учащихся позволяет решить ряд задач в
построении личностно-ориентированного образовательного процесса. Мониторинг [6].
Основы оценки индивидуальных творческих результатов учащихся:
Сундук регалий
"Сундук"
составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими -
либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения[5].
Шотландский аттестат
Шотландский
аттестат представляет собой папку, в нем фиксируются учебные достижения
(заполняются и учеником, и учителем), отметки и оценки, посещаемость уроков,
трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д.[6].
Тетрадь – паспорт
Тетрадь-паспорт
представляет сборник таблиц с разделами «Хочу», «Могу», «Есть» и т.д., в
которых ученик, начиная с 5-го класса, пытается проанализировать свои желания,
возможности, реальные знания и умения по каждому предмету.
[6].
Через
обсуждение данных методик оценивания на заседании методического объединения
преподавателей дисциплин естественно-научного цикла для апробации были выбраны:
портфолио (вместо тестирования), шотландский аттестат и «сундук регалий»(вместо
зачетов).
Все учащиеся
старших классов (9-11) были протестированы с целью выявления уровня
сформированности общекультурных компетенций по опросникам:
1.
Социально-психологическая
адаптация (СПА) – Методика К. Роджерса и Р. Даймонда;
2.
Тест креативности
Торранса; Тест Амтхауэра (AMTH).
3.
Уровень
самоактуализации личности(УСЛ) –
Методика Гозмана Л.Я., Кроза М.В., Латинской М.В.;
4.
Стиль
саморегуляции поведения-98 (ССП-98) – Опросник Моросановой.
Средние
результаты, показанные старшеклассниками, выборка - 100 учащихся
(предварительная диагностика):
Таблица 1 - Результаты
предварительного диагностирования
ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ
УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
В современном обществе остро стоит
проблема подготовки конкурентоспособного специалиста, которая тесно связана с
понятием качества образования. Учитывая характеристики и подходы, через которые
педагоги (А.М.Аронов,
А.В.Баранников, А.Г. Бермус, В.А.Болотов, И.А.Зимняя, Г.Б. Голуба, В.В. Краевский,
О.Е.Лебедев, М.В. Рыжаков, Ю.Г.Татур, И.Д.Фрумин, А.В.Хуторской, О. В. Чуракова,
М.А. Чошанов, П.Г.Щедровицкий и др.) дают определение этому понятию, можно
сформулировать следующее:
Качество образования - комплексная
характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых
населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния)
системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в
соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное
образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в
соответствии с его интересами[1].
Устраивает ли уровень качества образования социум? В 2016 году
Мировой экономический форум опубликовал рейтинги образовательных систем 125
стран мира. Рейтинг показывает, что все страны СНГ отсутствуют в списке
передовиков образования. В качестве основной причины выдвинуто неумение
применять знания, полученные при изучении дисциплин, то есть неумение
образовательной системы формировать компетенции у выпускника. Это приводит к
необходимости изменений в образовании – модернизации образования – обеспечении
его соответствия запросам и возможностям общества. Система образования должна
адекватно реагировать на изменения в обществе и его запросы.
В соответствии с этим система образования
начала переход к компетентностному подходу. В современной науке встречаются
различные толкования понятия компетентностного подхода в обучении учащихся.
Наиболее приемлемыми для реальной педагогической практики, на наш взгляд, в
компетентностном подходе к обучению учащихся являются идеи Лебедева О.Е. ,
утверждающего его значимость с позиций успешной адаптации выпускников к жизни в
обществе. Отбор ключевых (базовых, универсальных) компетентностей
является одним из главных действий для обновления содержания образования.
Формулировки ключевых компетенций
представляют наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская
система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации.
А.В.Хуторским [2] перечень ключевых образовательных
компетенций определен следующим образом:
- ценностно-смысловые
компетенции.
-
общекультурные компетенции.
-
учебно-познавательные компетенции.
-
информационные компетенции.
-
коммуникативные компетенции.
-
социально-трудовые компетенции.
Компетенции личностного
самосовершенствования[3]. Компетентностный подход базируется на
таких ключевых понятиях как «компетенция» и «компетентность». Чем же они
отличаются от традиционных ЗУН? Отличие понятия «компетенция» состоит в том,
что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН + способы
деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также
направленность личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления
самостоятельность, волевые качества. «Компетентность» - это владение, обладание
человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и
предмету деятельности[4].
Компетентностный подход подразумевает
формирование компетенций на протяжении всего процесса обучения, включая систему
оценки учебных достижений.
На заседании методического объединения
преподавателей дисциплин естественно - научного цикла мы предложили к
рассмотрению следующую тему «Влияние инновационных средств оценки учебных
достижений на формирование общекультурной компетенции учащихся». Суть основных тезисов
можно свести к следующему:
Общекультурные
компетенции – это:
-
формирование ценностных оснований гуманистического характера;
- умение выявлять оценивать различные явления
действительности с опорой на ценностные основания;
- глубокое
уважение к людям, бережное отношение к национальным традициям;
-
формирование способности действовать в окружающем микросоциуме в соответствии с
этническими и эстетическими нормами и правилами поведения.
В зарубежной литературе предлагается
использование следующих инновационных средств оценки, формирующих
общекультурные компетенции:
Модульная система [5].
Рейтинг [6].
Учебное портфолио. Портфолио
как альтернативная система оценивания учащихся позволяет решить ряд задач в
построении личностно-ориентированного образовательного процесса. Мониторинг [6].
Основы оценки индивидуальных творческих результатов учащихся:
Сундук регалий
"Сундук"
составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими -
либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения[5].
Шотландский аттестат
Шотландский
аттестат представляет собой папку, в нем фиксируются учебные достижения
(заполняются и учеником, и учителем), отметки и оценки, посещаемость уроков,
трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д.[6].
Тетрадь – паспорт
Тетрадь-паспорт
представляет сборник таблиц с разделами «Хочу», «Могу», «Есть» и т.д., в
которых ученик, начиная с 5-го класса, пытается проанализировать свои желания,
возможности, реальные знания и умения по каждому предмету.
[6].
Через
обсуждение данных методик оценивания на заседании методического объединения
преподавателей дисциплин естественно-научного цикла для апробации были выбраны:
портфолио (вместо тестирования), шотландский аттестат и «сундук регалий»(вместо
зачетов).
Все учащиеся
старших классов (9-11) были протестированы с целью выявления уровня
сформированности общекультурных компетенций по опросникам:
1.
Социально-психологическая
адаптация (СПА) – Методика К. Роджерса и Р. Даймонда;
2.
Тест креативности
Торранса; Тест Амтхауэра (AMTH).
3.
Уровень
самоактуализации личности(УСЛ) –
Методика Гозмана Л.Я., Кроза М.В., Латинской М.В.;
4.
Стиль
саморегуляции поведения-98 (ССП-98) – Опросник Моросановой.
Средние
результаты, показанные старшеклассниками, выборка - 100 учащихся
(предварительная диагностика):
Таблица 1 - Результаты
предварительного диагностирования
Социально-психологическая
адаптация
|
1)
Адаптивность
|
Верхняя граница нормы:5%, норма:74%
|
Дезадаптивность
|
Средний показатель:18%, ниже
среднего показателя: 3%
|
|
2)
Приятие себя
|
Верхняя граница нормы: 35%, норма:
55%
|
|
Неприятие себя
|
Ниже нормы: 10%
|
|
3)
Приятие других
|
Норма: 70%
|
|
Неприятие других
|
Средний показатель: 22%, ниже
среднего показателя: 8%
|
|
4)
Эмоциональный
комфорт
|
Верхняя граница нормы: 1%, норма:
79%
|
|
5)
Эмоциональный
дискомфорт
|
Ниже среднего показателя: 20%
|
|
6)
Внутренний контроль
|
Норма: 55%
|
|
Внешний контроль
|
Ниже среднего показателя: 45%
|
|
7)
Доминирование
|
Верхняя граница нормы: 10%, норма:
26%
|
|
Ведомость
|
Ниже среднего показателя: 61%
|
|
8)
Эскапизм (уход от
проблем)
|
Верхняя граница нормы: 57%, норма:
33%, ниже нормы: 10%
|
|
Тест
креативности Торранса
|
Стандартность
мышления: 90%, креативность – начальный показатель: 1%, средний показатель:
9%
|
|
Стиль
саморегуляции поведения
|
По шкале :
«Общий уровень саморегуляции » высокий показатель: 43%, средний показатель:
12%, низкий уровень саморегуляции: 45% (низкий уровень планирования,
моделирования, программирования, постановки цели)
|
|
Уровень
самоактуализации личности
|
По шкале :
«Общий уровень эрудированности, широты кругозора, интеллекта»: высокий
показатель: 36%, средний показатель: 37%, низкий показатель: 27%.
|
По окончании
учебного года, перед выходом на каникулы был проведен повторный мониторинг, с
целью выявления влияния применения инновационных средств оценки учебных
достижений на формирование общекультурных компетенций. Результаты приведены ниже:
Таблица 2 - Результаты диагностирования после применения инновационных
средств оценки учебных достижений
Социально-психологическая адаптация
|
1)
Адаптивность
|
Верхняя граница нормы:7%, норма:83%
|
Дезадаптивность
|
Средний показатель:5%, ниже
среднего показателя: 5%
|
|
2)
Приятие себя
|
Верхняя граница нормы: 45%, норма:
45%
|
|
Неприятие себя
|
Ниже нормы: 10%
|
|
3)
Приятие других
|
Норма: 78%
|
|
Неприятие других
|
Средний показатель: 20%, ниже
среднего показателя: 2%
|
|
4)
Эмоциональный
комфорт
|
Верхняя граница нормы: 1%, норма: 88%
|
|
5)
Эмоциональный
дискомфорт
|
Ниже среднего показателя: 11%
|
|
Внутренний контроль
|
Норма: 70%
|
|
Внешний контроль
|
Ниже среднего показателя: 30%
|
|
6)
Доминирование
|
Верхняя граница нормы: 11%, норма:
38%
|
|
Ведомость
|
Ниже среднего показателя: 51%
|
|
7)
Эскапизм (уход от
проблем)
|
Верхняя граница нормы: 62%, норма:
35%, ниже нормы: 3%
|
|
Тест
креативности Торранса
|
Стандартность
мышления: 77%, креативность – начальный показатель: 13%, средний
показатель: 10%
|
|
Стиль
саморегуляции поведения
|
По шкале :
«Общий уровень саморегуляции » высокий показатель: 50%, средний показатель: 33%,
низкий уровень саморегуляции: 17% (низкий уровень планирования,
моделирования, программирования, постановки цели)
|
|
Уровень
самоактуализации личности
|
По шкале :
«Общий уровень эрудированности, широты кругозора, интеллекта»: высокий
показатель: 46%, средний показатель: 40%, низкий показатель: 14%.
|
Таким
образом мы можем видеть, улучшение показателей по многим направлениям,
характеризующим формирование общекультурных компетенций учащихся, а именно:
адаптивность, приятие себя и других, вырос уровень навыков планирования ,
моделирования и постановки цели, улучшен показатель общей эрудированности учащихся,
а значит изменения результатов обучения (формирование компетенций), как цели
образовательного процесса, можно добиваться при коррелирующем с этой целью
выборе средств как обучения, так и оценки учебных достижений учащихся.
Список использованной литературы:
1.
Андреев А.Л. Компетентностнаяпарадигма в образовании: опытфилософско-методологического анализа// Педагогика.
– 2005. - № 4. – С. 19-27
2.
Андреев А.
Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11
3.
Байденко В. Компетенция впрофессиональном образовании / Косвоению компетентностного подхода //Высшее образование в России.
– 2004. -№ 11. – С. 3-14
4.
Бермус А.Г.
Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. -http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
5.
Саврасова,
А.И. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования. :
учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ;
А. И. Саврасова. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 168 с.
6.
Зачесова, Е.
В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся. / Е.В.
Зачесова, // Школьные технологии. - 2007. - № 2. – С. 7-12.
Комментариев нет:
Отправить комментарий